Использование юмора с аудиторией

Антон Духовский про юмор

В публичных выступлениях часто требуется юмор, который помогает сглаживать неровности, снимать напряжение и наладить контакт. Ярким примером могут оказаться переговоры 40-го президента США Рональда Рейгана, который на тот момент вел переговоры по разоружению с Первым секретарем СССР Михаилом Горбачевым. Чтобы расположить собеседника, Рейган рассказал анекдот про свободу слова: «У нас свобода слова, — говорит американец, — я могу выйти к ограде Белого дома и сказать: «Долой Рейгана, он никуда не годится!» Советский человек отвечает: «Да и у нас тоже! Я могу прийти на Красную площадь и сказать: «Долой Рейгана, он никуда не годится!».

Такой подход позволил Президенту США быстро наладить контакт со своим собеседником, а все последующие переговоры пошли с куда большим успехом, что подсказывает одно – правила использования юмора считаются вполне востребованными при переговорах на высшем уровне.

Правила использования юмора с аудиторией

Уместность

Учитывать аудиторию. Шутки в обязательном порядке должны быть «свежими» и понятны слушателям, учитывать их культурные особенности. Можно привести пример Геннадия Хазанова, который шутил про вечный дефицит в стране победившего социализма (СССР) и зал с большой благодарностью откликался на эти шутки. Но стоило пошутить на аналогичную тематику на Брайтон-Бич (Нью-Йорк) перед эмигрантами из СССР, которые уже не испытывали дефицита, как данные шуточные пассажи оказались мало востребованными в этом обществе. Нужно постоянно это иметь в виду, когда планируется юмор в публичных выступлениях для определенной аудитории.

Естественность

Шутить рекомендуется максимально естественно и к месту. Ярким примером может служить монолог Ефима Шифрина, у главного героя которого, помогшего бабушке, мысли сразу преобразовывались в действия. Стоило ему только начать думать, как мысль сразу материализовалась в: «Стакан сразу появился в руке!», как зал сразу понимал, – к чему клонит главный герой. Такая естественность коррелирует с запросами людей, которые с полуслова понимали – что хочет главный герой именно выпить, и отнюдь – не чистую воду. «Великая жажда», считающаяся главным лейтмотивом некоторых рассказов Джека Лондона про субтропические острова, до сих пор считается интуитивно понятной и уместной для наших людей.

Простота и понятность шуток

Альберт Эйнштейн, хотя и не произносил точно эту фразу, высказывался в том же духе: «Все должно быть изложено настолько просто, насколько это возможно, но не проще». В отношении юмора данный аспект также считается востребованным. К примеру, если юморист начнет шутить по части гендерной принадлежности в нашем обществе, то такая шутка просто «не зайдет». И данный юмор в публичных выступлениях категории «ниже плинтуса» может просто оказаться невостребованным у нашей аудитории.

В отношении косметики «для женщин» или истории отношения борьбы с алкоголизмом в наших реалиях очень даже «зайдет»! К примеру, имеется яркий монолог двух супругов:

Натальи Коростелевой и Юрия Хвостова, в котором женщине нужно купить множество косметических принадлежностей, чтобы оставаться просто стильной и красивой. Такой подход не был понят мужем, но перечисление множества косметических препаратов, которые позволяют оставаться женщинам красивыми, считается вполне интересным для отечественной публики.

Уважение к аудитории

Стоит избегать оскорбительных шуток. Даже если хочется пошутить о чем-то серьезном, стоит подумать дважды или трижды. Ведь оскорбительные шутки способны привести к негативной реакции аудитории и такой негативный эффект обязательно выплеснется в Интернет! Конечно, «черная реклама» – это тоже реклама, но лучше не начинать свою карьеру с такого непонятного старта, и если нужен искрометный юмор в публичных выступлениях, то к нему нужно подходить с подобающей внимательностью и заранее готовиться на специальных курсах.

Чувство меры

 

Понятие стендап появилось совсем недавно. Такой подход позволяет новоявленным юмористам вживую контактировать с аудиторией и находить с ней общий язык. Но язык скетча не всегда понятен людям, и в особенности, людям старшего поколения. Часто такие шутки имеют уровень «ниже пояса» и плохо воспринимаются определенной аудиторией.

Решить эту проблему можно, если тщательно подготовиться к выступлению, то есть попросить автора написать текст, прочитать его в кругу семьи и друзей и посмотреть на их реакцию. Если она окажется положительной, то только после этого рекомендуется выходить на эстраду и показывать свой талант.

Удачное использование юмора в речи

В Бирмингеме Борис Ельцин потряс Билла Клинтона, представив ему будущего президента России – саратовского губернатора Аяцкова. Позднее в кремлевской администрации РФ объяснили, что президент просто пошутил в данном контексте. Как у президента с чувством юмора? Такой юмор в публичных выступлениях, безусловно, понравился американскому президенту, который также был не прочь пошутить. И даже поиграть – его знаменитые перфомансы на саксофоне остались в анналах истории…

Основные ошибки в плане использования юмора

Неудачные или непонятные шутки

Прежде чем начать выступать в определенной аудитории, нужно убедиться, что она действительно воспримет шутки. К примеру, если выступать перед брокерами или банкирами, то отличным решением окажутся шутки по части финансовой риторики. То же самое можно сказать про домохозяек или рядовых обывателей, которым могут «зайти» обычные шутки из повседневной жизни.

В ситуации, если шутка окажется непонятой среди людей, то ничего страшного – всегда в зале работают те люди, которые гарантируют жидкие и хлипкие аплодисменты. Такая «технология» пришла из США и теперь широко используется среди отечественных стендаперов, которым важно быстро «раскрутиться». Такие новые правила использования юмора и «левые» аплодисменты считаются вполне действенными в отечественных реалиях, когда требуется успех здесь и сейчас.

 

Как «разогреть» аудиторию, что делать, если шутка не зашла?

Чтобы «разогреть» аудиторию и удержать её внимание на протяжении всего выступления, можно использовать, например:

  • Язык тела. Приветствие, плавные движения руками, взмахи в эмоциональные моменты – данные движения помогают наладить контакт с окружающими.
  • Зрительный контакт. Глаза показывают зрителям, что лектор настроен рассказать что-то полезное и интересное. Настоятельно рекомендуется найти кого-то из зала и смотреть на его глаза, обращая внимание на его ответную реакцию.
  • Эмоции. Если не транслировать эмоции, люди не будут откликаться. Особенно важна эмоциональная связь при работе с молодым поколением.
  • Примеры из жизни. Речь лектора не должна быть монотонной и однообразной, в противном случае люди просто заснут, а яркая экспрессия позволит захватить внимание слушателей.
  • Цитата или интересная новость. Если шутка не зашла, можно попробовать рассказать что-либо интересное и юмор в публичных выступлениях обязательно найдет понимание у широкой аудитории.

Все эти решения и позволяют быстро сориентироваться и диктору снова стать «на коне», что позволит с блеском окончить выступление.

Юмор «через силу»

Существует знаменитая цитата Михаила Жванецкого: «Улыбаться. Через силу. Фальшиво. Но обязательно улыбаться». Такой подход считается востребованным среди большей части юмористов. Порой у последних встречаются серьезные неприятности у себя дома, но все равно – они, настоящие профессионалы, преобразуют себя и начинают выступать на сцене с должным огоньком и усердием. И такие правила использования юмора, даже в случае плохого настроения, остаются одинаковыми для всех спикеров.

Порой именно это и характеризует настоящих профессионалов, которые выходят на эстраду и оставляют собственные проблемы у себя дома, но не несут на работу. Конечно, сложно включить внутренний «переключатель» на режим «хорошее настроение», но с годами такой опыт все-таки приходит, и как следствие, мастера слова способны завести зал с пол-оборота.

Оскорбительный или неуместный юмор

Оскорбительный или неуместный юмор – это шутки, которые способны вызывать негативную реакцию у других людей.

Некоторые примеры такого юмора:

  1. Шутки на темы, которые вызывают дискомфорт. К ним можно отнести, например, страдания и несчастья других людей, физические увечья, недостатки, умственные способности.
  2. Шутки, в которых сильные смеются над слабыми. Например, когда мужчины смеются над женщинами, а европейцы – над эмигрантами. У нас также имеются проблемы аналогичного характера и настоящему мастеру слова лучше избегать вышеуказанных тем.
  3. Шутки, адресованные лично собеседнику с определенными намеками на его жизненные ошибки, семейные неурядицы, по поводу внешнего вида или стиля одежды. Такой низкий подход просто способен оскорбить человека.
  4. Шутки, в которых упоминаются интимные части тела человека. Есть люди, которые считают такие темы личными и порой, даже стендаперам, лучше не затрагивать эту скользкую тематику.

Чтобы не обидеть других, при использовании развлекательных программ рекомендуется учитывать контекст и аудиторию. То, что кажется смешным для одного человека, может оказаться просто обидным для другого и правила использования юмора считаются идентичными в данном контексте.

Злоупотребление шутками

Порой юмористам нужно 10 раз подумать о предстоящей шутке. К примеру, если шутить по части женской непоследовательности и избыточной эмоциональной составляющей на девичниках, то данная «плоская» шутка может быть неважно воспринята у слабого пола.

То же самое можно сказать про мужскую аудиторию, где будет высмеиваться страсть к дорогим автомобилям или крутым телефонам. Большинство мужчин даже в зрелом возрасте остаются 10 летними мальчишками, но только игрушки меняются – они просто становятся более дорогими.

Игнорирование реакции аудитории

Большая ошибка начинающих юмористов – это игнорирование реакции зала на собственные публичные выступления. Если первая сцена на эстраде вдруг не получилась, то это не будет поводом отказываться от новой профессии. Здесь как у спортсменов, нужно внимательно и несколько раз посмотреть собственное выступление, благосклонно принять критику и в следующий раз постараться полностью избавиться от собственных недостатков.

Скажем, если во время монолога зал на удачную шутку начинает рукоплескать, то рекомендуется взять некоторую паузу. В случае необходимости не будет лишним поработать и с людьми из зала, как это делал на эстраде великий Ян Арлазоров. Он вызывал людей на сцену, которые больше всех реагировали на эти шутки, а весь зал благосклонно принимал реплики от юмориста. Сегодня правила использования юмора, как это было принято у Яна Арлазорова, считаются практически стандартными для многих стендаперов.

Как развивать чувство юмора для публичных выступлений?

Пересказ анекдотов

Искрометный юмор в публичных выступлениях всем нам показывает Игорь Маменко, который может и умеет рассказывать ярко и интересно анекдоты. Конечно, у этого человека имеется природный талант, но ничего не помешает другому человеку посмотреть его выступления и начать выступать в аналогичном формате.

Просмотр видео других юмористов.

Просмотр советской юмористической классики в виде «Кабачок 13 стульев» – эстрадно-развлекательная юмористическая телепередача Центрального телевидения Гостелерадио СССР. Она регулярно выходила в эфир с 16 января 1966 года по 4 октября 1980 года. Местом действия считалась студия, стилизованная под польское кафе и до сих пор эти шутки считаются актуальными среди советских людей. Конечно, правила использования юмора в современных реалиях несколько изменились (часто – не в лучшую сторону), но классический юмор, как он было принято в СССР, до сих пор актуален среди широких масс.

Посещение тренингов и мастер-классов по юмору

Тренеры делятся опытом, что позволяет перенять лучшие практики от известных юмористов и далее использовать в собственных шоу. Большинство тренеров выступали в стендап-шоу и имеют необходимый опыт по профильной тематике.

Прохождение коучинга по юмору

Индивидуальное обучение помогает проработать индивидуальные особенности и ограничения в освоении юмора. Преподавателю придется поработать в роли своеобразного психотерапевта, чтобы понять внутренний мир клиента и предложить лучшие рекомендации по развитию правил использования юмора в современном контексте.

Заключение

До сих пор у многих юмористов эталоном профессиональной работы считаются Аркадий Райкин и Михаил Жванецкий. Их юмор не был ниже пояса, было понятен широкой аудитории и даже сейчас, когда прошло много времени, молодежь внимательно прислушивается к их шуткам, понимает их и отдает дань уважения их таланту и профессионализму.

РЕКОМЕНДОВАННЫЕ СТАТЬИ

Речи великих людей

Многие люди мечтают овладеть ораторским искусством и искренне считают, что научиться разговаривать с людьми с высокой трибуны достаточно просто –...

Речи великих людей

Ораторские курсы для детей

Умение уверенно говорить перед аудиторией — навык, который пригодится в школе, университете и взрослой жизни. Доклады, защиты проектов, собеседования, выступления...

Ораторские курсы для детей

Как тренировать память, чтобы запоминать речь без шпаргалок

В современном мире умение убедительно говорить и презентовать себя – бесценный навык для политиков, предпринимателей, топ-менеджеров корпораций, преподавателей, студентов. Но...

Как тренировать память, чтобы запоминать речь без шпаргалок

Ораторское искусство: как развить уверенность в речи и преодолеть страх сцены

Ораторское искусство — одно из древнейших направлений культуры, остающееся актуальным и сегодня. Когда-то убедительная речь открывала двери в политику, обеспечивала...

Ораторское искусство: как развить уверенность в речи и преодолеть страх сцены

Как избавиться от страха публичных выступлений и говорить уверенно

Публичные выступления сопровождают нас повсюду: от кратких комментариев на школьных собраниях до масштабных докладов на профессиональных конференциях. Для одних людей...

Как избавиться от страха публичных выступлений и говорить уверенно

5 причин обучиться ораторскому искусству

В современном мире умение чётко и убедительно излагать свои мысли становится всё более значимым. С одной стороны, люди всё чаще...

5 причин обучиться ораторскому искусству

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО